Инструкции

Инструкции используются для реализации сложной алгоритмической логики. Англоязычный термин <Statement> в русскоязычной литературе переводится, как <Оператор> и <Инструкция>. Будем использовать термин «Инструкция» Инструкции различают:

  • Простые.
  • Структурированные.
  • Ассемблерные.

Простые инструкции

К простым инструкциям относятся:

  • присваивания,
  • безусловный переход goto,
  • пустая,
  • вызова процедуры.

Инструкции присваивания

Используются для присвоения переменным значения. Формат стандартной инструкции

<Имя_Переменной>:=<Выражение>;

В состав инструкции входят:

<Имя_Переменной> Получатель результата вычисления <Выражения>
:= Знак присвоения. Два символа без пробелов
<Выражение> Правило получения значения, передаваемого в <Имя_Переменной>

<Имя_Переменной> и результат вычисления <Выражения> должны быть одного типа или совместимыми по присваиванию.

В дополнение к стандартной инструкции присваивания (:=), которая просто заменяет текущее значение переменной значением, возвращённым выражением в правой части инструкции присваивания , FPC поддерживает некоторые конструкции в стиле языка С.

<Имя_Переменной_1><Знак инструкции><Имя_Переменной_2>;

В состав инструкции входят:

<Имя_Переменной_1> Первая переменная, она же получатель результата
Знак инструкции Знак инструкции
<Имя_Переменной_2>; Имя второй переменной, участвующей в вычислении

Определены следующие инструкции такого типа:

Инструкция Действие
a+=b Прибавляет b к a, помещает результат в a
a-=b Отнимает b от a, помещает результат в a
a*=b Умножает a на b, помещает результат в a
a/=b Делит a на b, помещает результат в a

Чтобы эти конструкции работали, необходимо использовать ключ командной строки –Sc.

program C_Style;

{$mode objfpc}{$H+}

uses

Classes, SysUtils

var

a,b:integer;

begin

b:=5;

a:=3;

a+=b;

writeln(a);

readln;

end.

Инструкция безусловного перехода

Используется для передачи управления помеченной инструкции. Применять эту инструкцию не рекомендуется, так как при этом ухудшается читаемость программы. Формат инструкции

goto <Метка>;

В состав инструкции входят:

goto Идти к (от английского go to)
<Метка> инструкции, помеченной <Меткой>

БНФ для помеченной инструкции

<Помеченная инструкция>::=<Метка>:<непомеченная инструкция>;

Требования к меткам

  • <Метка> – любое имя или целое число без знака в пределах 0..9999.
  • Метка должна быть предварительно объявлена в разделе label.
  • Метка должна быть уникальной.

Переход допускается только в пределах блока (программа, подпрограмма). Не рекомендуется делать переходы к инструкциям, находящимся внутри составных инструкций.

Пустая инструкция

Не выполняет никаких действий. Используется для организации безусловных переходов к меткам (за которыми может и не быть никаких действий). Например, для завершения программы при возникновении ошибки. Пример:

program PustoyOperator;

{$mode objfpc}{$H+}

uses SysUtils;             // Ссылка на модули
label m1;                          // Определена метка
begin
{……..}
goto m1;                     // Переход к помеченной пустой инструкции
{……..}
m1:      ;                            // Помеченная пустая инструкция
{……..}
end.

Инструкция вызова процедуры

Служит для активизации стандартной или предварительно определенной процедуры. Представляет собой имя процедуры со списком фактических параметров в круглых скобках.

MyProcedure(x,y,z);

TwitterSEO CommunityВаау!News2.ruChippKoricaSMI2Google BookmarksDiggI.uaЗакладки YandexLinkstoreMyscoopCommunizmRu-marksWebmarksRuspaceLinkomaticKli.kzWeb-zakladkaZakladok.netRedditdeliciousMa.gnoliaTechnoratiSlashdotYahoo My WebБобрДобр.ruMemori.rurucity.comМоёМесто.ruMister Wong

Copyright © 2009-2010 Программирование на паскале.