Пример 1.3.

Создать проект приложения Prg_1_2. Оно должно при нажатии кнопки «Нажми» выводить на экран фразу «Hello World and Россия!».

Активизировать ИСР. В главном окне выбирается команда Файл=>Создать. Вызывается окно выбора типа проекта:

paskal9

В нем следует выбрать Application. В отдельных окнах выводятся:

  • Конструктор формы.
  • Редактор кода.
  • Инспектор объектов.
  • Сообщения.

Окно Конструктора формы – стандартное окно Windows с координатной сеткой для согласованного размещения компонент внутри формы. Вид окна в начале работы:

paskal10

Компоненты заносятся в форму из панелей компонент путем переноса. Параметры компоненты можно изменять в конструкторе формы или в инспекторе объектов. Значительная часть кода формируется ИСР автоматически. Программист должен только добавить функциональность. При занесении компонента в форму в редакторе код для него добавляется автоматически.

В окне Редактора кода показан код модуля формы. Его ИСР формирует автоматически. В тексте использовано синтаксическое выделение:

  • Зарезервированные слова полужирным шрифтом.
  • Комментарии синим цветом.
  • Директивы компилятора красным цветом.
  • Операторы красным цветом.

Переключение окна Конструктора формы на окно Редактора кода осуществляется клавишей F12. Если окна совмещены, то происходит смена видимого окна. Если же окна видны одновременно, то происходит просто передача фокуса управления. Конструктор формы для данного случая

paskal11

Окно Инспектора объектов обычно размещается слева от окна Конструктора формы. Рекомендуется не заслонять окно другими окнами, так как оно часто требуется. Содержит поле дерева объектов сверху и три закладки снизу:

  • Поле дерева объектов формы представлено в виде дерева. В начале конструирования формы там присутствует только сама форма с именем Form1. По мере заполнения формы компонентами дерево автоматически дополняется.
  • Закладка «Свойства» для выбранного объекта отображаются в двух столбцах: слева имя свойства, справа значения свойства. Некоторые свойства представляются списками. Признак списка – символ (+) или (-) слева от имени. Свойства могут сортироваться по алфавиту или по категориям. При этом одно и то же свойство может повторяться в нескольких категориях.

paskal12

Закладка «События» для выбранного объекта также отображаются в двух столбцах: слева имя события, справа имя обработчика этого события (может выбираться из списка). Имена событий начинаются с префикса On (в переводе означает На), за которым следует имя события на английском языке.

paskal13

Закладка «Избранное» для выбранного объекта (основные и свойства и события). Данные отображается в двух столбцах: слева имя, справа значение данных.

paskal14

Двойным щелчком левой кнопкой мыши по кнопке Button1 инициируем создание обработчика события нажатия этой кнопки. ИСР автоматически добавляет для обработчика в разделе interface заголовок, а в разделе implementation заготовку его кода. Курсор автоматически устанавливается в тело кода обработчика,  куда необходимо занести исполняемые коды. Для нашего проекта это всего две команды:

Label1.Caption:=’Hello World and Россия!’;

Button1.Visible:=false;

Первая команда свойству caption (надпись) метки Lable1 присваивает значение строки для вывода сообщения на экран, вторая команда свойству visible (видимость) кнопки Button1 присваивает значение false (ложь), делая ее невидимой.

При вводе кодов команд целесообразно использовать встроенный в ИСР подсказчик, который позволяет выбирать нужный член класса компонента из большого списка. После набора имени компонента и точки нужно сделать паузу. Появится окно списка членов, в котором нужно выбрать нужный член и нажать клавишу Enter. Член класса переместится в код программы.

После завершения ввода кодов нужно проект сохранить с заданным именем в созданной для него папке, используя команду Файл => Сохранить как. В диалоговом окне нужно выбрать нужную папку, задать имя и сохранить проект.

Внимание. При сохранении проекта запись файлов в папку происходит в два этапа:

  • Модуль формы. Для него рекомендуется имя Prg_1_2_.
  • Файл проекта. Для него рекомендуется имя Prg_1_2.

При сохранении в папке проекта автоматически создается группа вспомогательных файлов, которые не надо удалять или редактировать.

Листинг модуля формы

unit Prg_1_2_;

{$mode objfpc}{$H+}

interface

uses

Classes, SysUtils, LResources, Forms, Controls, Graphics,Dialogs, StdCtrls;

Type

{ TForm1 }

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Label1: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{ TForm1 }

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption:=’Hello World and Россия’; // Вывод текста

Button1.Visible:=false;                                          // Кнопка невидима

end;

initialization

{$I prg_1_2_.lrs}

end.

Теперь программу можно запустить на исполнение командой Запуск=>Запуск (или клавишей F9, или кнопкой со стрелкой из палитры инструментов). Если при кодировании ошибок не было, то появится окно приложения, как в Конструкторе формы. При нажатии кнопки «Нажми меня», окно принимает вид.

paskal15

Если при кодировании допущены ошибки, то компиляция не происходит, в окне Редактора кода строка кода с ошибкой выделяется цветом, а в окне сообщений выводятся список обнаруженных синтаксических ошибок (логические ошибки компилятор не обнаруживает). Для каждой ошибки имеется описание.

paskal16

paskal17

В данном примере обнаружен необъявленный идентификатор Hello. Причина – пропущен апостроф, обрамляющий текстовую строку. В результате компилятор рассматривает слово Hello не как часть строки, а как идентификатор, который в коде не определен. После исправления ошибки программу следует запустить повторно. При этом компиляция и сохранение файлов проекта произойдет автоматически.

Выводы

  • ИСР Lazarus – интегрированная среда быстрой разработки приложений.
  • Приложение в Lazarus создается в окне Конструктора формы путем размещения там готовых компонентов.
  • Иерархия  и свойства компонентов формы отображаются в Lazarus в окне Инспектора объектов.
  • Каркас кода проекта ИСР создает автоматически.
  • Пользователь добавляет в него функциональность, вводя коды, определяющие выполняемые действия.
  • При кодировании следует использовать встроенный в ИСР подсказчик.
  • ИСР позволяет создавать приложения под Windows и консольные приложения под DOS.

Для консольных приложений с выводом текста на русском языке необходима перекодировка символов ANSI  в ASCII. Для этого в строку uses консольного приложения следует добавить ссылку на модуль RusTrans.

TwitterSEO CommunityВаау!News2.ruChippKoricaSMI2Google BookmarksDiggI.uaЗакладки YandexLinkstoreMyscoopCommunizmRu-marksWebmarksRuspaceLinkomaticKli.kzWeb-zakladkaZakladok.netRedditdeliciousMa.gnoliaTechnoratiSlashdotYahoo My WebБобрДобр.ruMemori.rurucity.comМоёМесто.ruMister Wong



Copyright © 2009-2010 Программирование на паскале.